Регистрация | Войти
Введите слово или фразу:
Найти

Терминология японского меча

 Ранняя история                  -     период до начала VIII в. 

Нара (Nara)                          -    период с 710 по 794 г. 
Хэйан (Heian)                       -    период с 794 по 1185 г. 
Камакура (Kamakura)        -    период с 1185 по 1333 г. 
Намбоку-тё (Nambokucho)  -   период с 1333 по 1392 г. 
Муромати (Muromachi)      -    период с 1392 по 1573 г. 
Момояма (Momoyama)      -    период с 1573 по 1603 г. 
Эдо (Edo)                              -     периоде 1603 по 1868 г.


Chokuto (Tsurugi) -  древний прямой меч, предшественник Nihon-To.

Koto -  «старые мечи», изготовленные до 1596 г.

Suo-koto -  мечи, изготовленные в период с 1500 по 1595 г.

Shinto  -  «новые мечи», изготовленные в период с 1595 по 1790 г.

Keicho Shinto -  ранние сан-то, изготовленные с 1595 по 1615 г.

Kanbun Shinto  -   мечи, изготовленные с 1661 по 1673 г. (или позднее), с очень 
небольшим изгибом.

Shin-Shinto  -  «новейшие мечи», изготовленные с 1790 по 1876 г.

Bakumatsu   -  мечи, изготовленные в последние годы токугавского Бакуфу, 
с 1853 по 1868 г.

Gendaito     -    современные мечи, изготовленные после 1876 г.

Meiji-To    -   мечи, изготовленные в период реставрации Мэйдзи, с 1868 
по 1912 г.

Taisho-To    -   мечи, изготовленные в период Тайсё, с 1912 по 1925 г.

Gunto  -  «армейские мечи», изготовленные для японской армии в период 
с 1876 по 1945 г.

Kai-Gunto   -     мечи личного состава военно-морских сил периода второй 
мировой войны, смонтированные как тати, в деревянных 
лаковых ножнах.

Kyo-Gunto   -    ранние гун-то, смонтированные в европейском стиле (с сабельной 
гардой и рукоятью) в металлических ножнах.

Shin-Gunto   -   армейские мечи периода второй мировой войны, смонтированные 
как тати.

Showa-To      -  мечи эпохи Сёва, с 1925 по 1989 г.

Shinsaku-To  -  «новейшие» мечи, изготовленные после 1955 г.

Разновидности мечей

То   -    изогнутый меч (имеющий Sori).

Ken   -   прямой меч (не имеющий Sori).

Nihon-To   -  японский меч (общее название).

Daito   -   длинный меч с клинком более 70 см.

Tachi   -    длинный, обычно сильно изогнутый меч, носимый знатными 
самураями на поясе лезвием вниз при доспехах, либо как 
церемониальный в торжественной обстановке.

Клинки

Shinogi-zukuri (Hon-zukuri)  -  типичный японский клинок с боковым ребром Shinogi.


Hira-zukuri  -  форма клинка с гладкими плоскостями, без Shinogi.

Ken-zukuri -  прямолинейная форма клинка (без прогиба) с одной или 
двумя режущими кромками.

Moroha-zukuri  - обоюдоострый (Moro-ha) клинок, иногда встречается у поздних Koto Tanto.

Shinogi  -  ребро клинка, идущее вдоль всей его боковой поверхности, 
между Мипе и На.

Типы мечей
O-Dachi  - все типы мечей с длиной клинка более 60 см (тати, катана, 
но-то, но-тати). 
Ko-Dachi -  короткие (в т.ч. детские) мечи с клинком менее 60 см (вакизаси, 
танто). 
Uchi-Gatana -  древний вид меча, носимого за поясом лезвием вверх. Позднее 
разделился на длинные (катана) и короткие (вакизаси) 
типы. 
Koshi-Gatana  -  старая разновидность малого меча, что-то среднее между вакизаси 
и танто. Носился в комплекте с тати. 
Katana   -   длинный меч с клинком около 70-75 см, носимый за поясом 
лезвием вверх пешими самураями низкого ранга, а также 
знатными буси при повседневной (не военной) одежде, вне 
доспехов. 
Daisho  -   пара мечей (Katana + Wakizashi), чаще всего исполненная 
в едином стиле одним мастером. Дословно: «большой и малый». 
Wakizashi   - малый меч с клинком менее 60 см и полуторной рукоятью, 
носимый за поясом лезвием вверх. Дословно: «воткнутый 
сбоку». 
O-Tanto  -  «большой Tanto», с длиной клинка около 40 см. 
Aikuchi   - нож, не имеющий цубы, но в остальном схожий с Tanto. 
Naginata  - своеобразный длинный («наги») меч в виде рогатины с длинным же (до 2 м) древком овального сечения и тяжелым расширяющимся клинком с точкой максимального прогиба, смещенной вперед к острию. 
Nagimaki («длинная оплетка») — та же Naginata, но с древком, обмотанным тесьмой до одной трети, обычно с более прямым клинком.


Геометрия клинков 
Sukuri  - форма клинка. 
Shinogi-zukuri (Hon-zukuri)  - типичный японский клинок с боковым ребром Shinogi. 
Hira-zukuri  - форма клинка с гладкими плоскостями, без Shinogi. 
Ken-zukuri - прямолинейная форма клинка (без прогиба) с одной или двумя режущими кромками. 
Moroha-zukuri - обоюдоострый (Moro-ha) клинок, иногда встречается у поздних Koto Tanto. 
Shinogi - ребро клинка, идущее вдоль всей его боковой поверхности, между Мипе и На. 
Mune  - спинка клинка. 
Iori-mune - пирамидальная, треугольная форма Мипе, встречающаяся наиболее часто. 
Mitsu-mune - трехгранная пирамидальная форма Мипе (с верхней плоскостью). 
Maru-mune  - полукруглая форма спинки. 
Hira-mune  - плоская форма спинки. 
На - отточенная кромка, лезвие клинка. 
Machi  - плечики, упоры для посадки Habaki, отделяющие собственно клинок от хвостовика Nakago. 
Ha-machi - нижний упор (со стороны На). 
Mune-machi  - верхний упор (со стороны Миле). 
Sori  - прогиб клинка. 
Koshi-zori - центр прогиба сдвинут к рукоятке. 
Torii-zori  - центр прогиба совпадает с центром клинка. 
Saki-zori  - центр прогиба сдвинут к острию. 
Mu-zori  - прямой клинок без прогиба (обычно у Tanto). 
Uchi-zori  - обратный прогиб в сторону режущей кромки

Оформление хвостовика 
Nakago  - 
хвостовик клинка. 
Ubu  - неизмененный, исконный, подлинный (здесь — Nakago). 
Suriage - укороченный, обрезанный Nakago, однако подпись мастера (Mei) сохранена. 
O-Suriage  - сильно обрезанный Nakago, подпись утрачена. 
Funagata  - форма Nakago в виде днища лодки. 
Furisode  - форма Nakago в виде рукава кимоно. 
Futsugata  - наиболее употребимая обыкновенная форма. 
Omote  - фронтальная сторона клинка (различна для Katana и Tachi). 
Ura  - внутренняя сторона, противоположная Omote. 
Nagasa  - длина клинка без Nakago, от Kissaki до Machi, по прямой линии. 
Mihaba  - ширина клинка от На до Мипе. 
Motohaba  - ширина клинка в районе Machi. 
Sakihaba  - ширина клинка в районе Yokote. 
Katahaba  - максимальная ширина клинка. 
Funbari  - сужение, резкое изменение ширины клинка при переходе в хвостовик. 
Kasane - толщина клинка. 
Kissaki  - передний срез, острие клинка. 
O-kissaki  - большое острие. 
Chu-kissaki  - среднее острие. 
Ko-kissaki  - маленькое острие. 
Ikubi-kissaki  - «кабанья шея», ширина Kissaki равна его длине. 
Yokote  - небольшое вертикальное ребро, отделяющее Kissaki от остального клинка. 
Ко Shinogi  - «малое Shinogi», короткий участок ребра, ограничивающий Kissaki сверху. 
Mitsukado  - точка встречи Shinogi, Ко Shinogi и Yokote. 
Fukura - режущая кромка Kissaki. 
Kijimomo  - «фазанья ножка», длинный изогнутый Nakago, применявшийся в ранних тати. 
Mekugi-ana  - поперечное отверстие в хвостовике для крепежной шпильки Mekugi. 
Nakago-jiri  - торец, задний срез хвостовика. 
Kurijiri  - наиболее распространенная форма Nakago-jiri, напоминающая очертания каштана. 
Kirijiri  - прямой поперечный срез, чаще всего встречается в укороченных хвостовиках (Suriage). 
Kenjiri  - треугольный остроконечный срез, обыкновенно имел место у прямых старых мечей.


Предметы монтировки и комплектации мечей 
Buke Zukuri  - традиционная монтировка катана, включающая лаковые деревянные 
ножны и весь необходимый набор комплектующих 
металлических деталей. 
Jindachi Zukuri  - традиционная монтировка тати с полным набором деталей. 
Koshirae  - полный комплект составляющих для сборки ножен и рукоятки (различают тати-косираэ и катана-косираэ). 
Kodogu  - комплект Koshirae за исключением цубы. 
Saya  - ножны (меча, ножа, нагинаты и т. д.). 
Shirasaya  - простые деревянные ножны, предназначенные для хранения собственно клинка, своего рода футляр, упаковка, защита. 
Kojiri  - нижний конец, торец ножен. 
Ishizuke  - стакан на нижнем конце ножен Tachi, Kai-gunto и Shin-gunto, названный так по форме ковша. 
Koiguichi  - устье ножен. 
Kuchi-gane  - металлическая окантовка устья ножен. 
Kurikata  - «форма каштана» или просто «каштан» — деревянная, металлическая или роговая скоба на боковой стороне ножен для продевания шнура Sageo. 
Shitodome  - металлические вставки внутри скобы Kurikata. 
Sageo - шнур, обычно плоского сечения, продеваемый сквозь Kurikata 
Kogai - стальная шпилька, размещаемая в кармане ножен Tanto или Kozuka рукоятка подсобного ножичка Ko-Gatana, размещаемого в для фиксации меча за поясом. 
Wakizashi  - с внешней (Omote) от тела стороны. 
Ko-Gatana  - подсобный ножичек в сборе, т. е. с клинком. 
Uka  - рукоятка (меча, ножа и т. д.). 
Fuchi  - металлическое кольцо, надеваемое на хвостовик клинка за Kashira металлическая головка рукояти Katana, Tanto или Wakizashi, 
Kabuto-gane - подковообразная металлическая головка рукояти Tachi, Kai- цубой, перед рукоятью имеющая вид колпачка. 
Saru-te  - «обезьянья лапка» — металлическая петля (скоба) для темляка, продевалась в отверстие Kabuto-gane.
Menuki  - парные декоративные бляшки, закладываемые под оплетку рукояти для улучшения ее посадки в руке. 
Mekugi  - бамбуковая, костяная (роговая) или металлическая шпилька для крепления клинка в рукоятке. 
Ito (Tsuka Ito)  - шелковая или хлопчатая тесьма для оплетки рукояти мечей, 
ножей и т.д. 
Same  - белая пупырчатая кожа ската, которой обертывалась рукоять под оплетку, либо без таковой. 
Tsuba  - гарда японского клинка в виде металлического диска различной формы. 
Habaki  - металлическая муфта, надеваемая на клинок перед цубой для плотной фиксации его в ножнах. 
Seppa  - металлические (чаще латунные) шайбы, надеваемые с обеих сторон цубы. 
Ashi  - широкие кольца (обоймы) на ножнах тати, служащие для подвески меча на пояс. Различают переднюю (Ichi-no Ashi) и заднюю или нижнюю (Ni-no Ashi) обоймы. 
Obi-tori  - металлические, кожаные или матерчатые петли, продеваемые в кольцо Ashi для подвески меча на поясе. 
Shibabiki  - обжимное кольцо, служившее для соединения двух половинок ножен. В период второй мировой войны использовалось как декоративный элемент. 
Fukusa  - шелковая ткань для защиты меча от прикосновения рук при его разглядывании и прочих манипуляциях. 
Nuguigami специальная мягкая бумага для протирания поверхности клинка.


Клейма и подписи 
Mei
  - клеймо, подпись, чаще всего повествующая о мастере и дате изготовления, наносилась на поверхность Nakago. 
Mumei  - «нет подписи», т.е. анонимное изделие. 
Gimei  - поддельное клеймо, подпись. 
Kinzogan-mei  - подпись, исполненная золотой насечкой. 
Katana-mei  - подпись на той из сторон Nakago, что подразумевает использование клинка для монтировки катана. 
Tachi-mei  - то же, но для Tachi (соответственно, подпись наносится на другую сторону Nakago). 
Примечание: подпись Mei наносится на лицевую (Оmote) сторону Nakago, которая 
различна для Katana и Tachi, поскольку различен и способ их ношения. Для Katana внешняя 
и внутренняя сторона обозначаются термином Sashi Omote и Sashi Ura. 
Naga-mei  - длинная подробная подпись с указанием помимо имени и даты целого ряда дополнительных сведений о мастере. 
Ni-mei  - двухсложная подпись, указывающая также краткое обиходное имя мастера. 
Као  - секретный значок, входящий как часть в основную подпись. 
Mon  - клановый знак, герб, входящий как часть в основную подпись. 
Ato mei  - подпись мастера, нанесенная позднее, но не самим мастером. Она может быть достоверной и не противоречить намерениям автора, являя собою одну из особенностей клинка. 
Dai mei  - клинок изготовлен лично мастером, но подписан его ассистентом, учеником. 
Dai saku  - клинок, изготовленный учеником, но подписанный именем мастера. Такая работа считается эквивалентной работе самого учителя. 
Yasuri-mei (Yasurime)  - штриховая насечка на поверхности Nakago, рисунок которой своеобразен для каждой конкретной школы и мастера, что также носило характер подписи. 
Sujikai  - косая насечка. 
Kiri  - прямая насечка. 
Kesho  - косая частая сетка. 
Higaki  - косая редкая сетка. 
Taka-no-Ha  - «елочка», встречная насечка острием в сторону клинка. 
Oshigata  - ручная копия на бумаге подписей либо фактуры Hamon и Hada, сделанная по специальной технологии. 
Origami (Kantei)  - сертификат идентификации меча, выданный официально профессионалом-оценщиком. Включает время выделки меча, место и имя мастера 
Sho Shin  - подлинный клинок.


Поверхность клинка и закалочные структуры 
Boshi Hamon  - в зоне Kissaki, его завершение. 
Ko-maru  - закругление Boshi малым радиусом. 
O-maru  - закругление Boshi большим радиусом. 
Ichimai  - полностью закаленный Kissaki. 
Midarekomi  - волнистая закалка Kissaki. 
Jizo  - узор в форме силуэта священника. 
Каеn  - узор в форме языков пламени. 
Hakikake  - узор в виде щетки или щетины. 
Kaeri  - форма Boshi с поворотом обратно вдоль Мипе. 
Yakizume  - отсутствие Kaeri, Boshi прерывается в точке касания с Мипе. 
Yakiba  - закаленная зона клинка. . 
Habuchi  - граница, линия, где Yakiba встречается с Ji. 
Ji  - боковая поверхность клинка от Yakiba до Мипе. 
Hira-ji  - часть боковой поверхности клинка между Yakiba и Shinogi. 
Shinogi-ji  - часть боковой поверхности клинка между Shinogi и Мипе. 
Nie  - крупные кристаллы мартенсита, сосредоточенные в Habuchi. 
Nioi  - плотные скопления мелких кристаллов, невидимых невооруженным глазом, но различимых в зоне светового блика как мерцающие туманности по линии Habuchi. 
Hamon  - совокупность кристаллических мартенситных структур Nie и Nioi, располагающаяся вдоль границы Habuchi. 
Примечание: в то время как словом Habuchi обозначается собственно стык, граница 
Yakiba и Л , термин Иатоп имеет скорее художественный, нежели технический смысл.
 
Suguha  - прямолинейный, ровный Hатоп. 
Hoso-suguha  - тонкая линия Hатоп. 
Chu-suguha  - линия средней ширины. 
Hiro-suguha  - широкая жирная линия. 
Notare  - равномерно волнистая, плавная линия. 
Hitatsuraba  - полностью, либо большей частью закаленный клинок. 
Midare  - нерегулярный волнистый рисунок Hатоп. 
Gunome  - нерегулярный рисунок в виде повторяющихся полукружий. 
Choji  - рисунок в виде гвоздичных зерен или почек, либо зубков чеснока. 
Yo  - рисунок Hатоп в виде отдельных листочков. 
Ashi  - тонкие поперечные полоски, разделяющие непрерывную линию Hатоп. 
Tabiyaki  - островки закаленного металла в зоне Ji. 
Muneyaki  - островки закаленного металла вдоль Мипе. 
Uchinoke  - маленькие серповидные отрезки узора над основной линией Hатоп. 
Sunagashi  - узор вдоль линии Habuchi в виде нескольких рядов как бы извилистых песчаных волн. 
Inazuma  - тонкие зигзагообразные молниевидные линии в пределах Hатоп. 
Hakikake  - щетка, щетинообразный узор вдоль Habuchi. 
Kuichigaiba  - несколько параллельных линий Habuchi. 
Nijuba  - две линии Habuchi. 
Sanjuba  - три линии Habuchi. 
Kinsuji  - «золотые полоски», горизонтальные линии закаленной стали вдоль Habuchi. 
Hotsure  - случайные полоски Nie в Habuchi. 
Yakidashi  - несколько последних дюймов Иатоп вблизи Machi. 
Yakiotoshi  - завершение Hатоп на уровне Machi. 
Jitetsu  - сталь в зоне Ji. 
Hada  - структурный поверхностный узор Jitetsu. 
Itame  - узор, напоминающий текстуру дерева. 
Mokume  - узор наплывами в виде древесного капа. 
Masame  - прямолинейный слоистый узор. 
Ayasugi -  волнообразный узор. 
Muji  - невидимый глазом узор, либо его отсутствие. 
Utsuri  - узор внутри Hada, напоминающий Иатоп. 
Во  - прямолинейный рисунок Utsuri. 
Midare  - аналогичен соответствующей структуре Иатоп (см). 
Ji-Nie Nie -  внутри зоны Ji. 
Chikei  - случайные линии Nie в Ji, сформировавшие подобие узора.


Изъяны и недостатки 
Kizu  - недостатки, изъяны клинка. 
Hagiri - трещины поперек зоны Yakiba. 
Tateware - трещина вдоль оси клинка. 
Kitaware  - кузнечные трещины (дефекты ковки). 
Muneware  - трещины в спинке клинка (Мипе). 
Shimi  - темные  пятна на поверхности стали. 
Sumi Gomori  - углеродистые каверны на поверхности стали. 
Fukure  - воздушные каверны на поверхности стали. 
Muneshinae  - морщины, складки вдоль Мипе. 
Jiare  - «волдыри» на поверхности стали. 
Umegane  - заполненные, заделанные отверстия в стальной поверхности клинка. 
Mu-kissaki  - «нет Kissaki», т.е. Kissaki не закален или закален не до конца. 
Yakinaoshi  - клинок, прокаленный повторно, еще раз. 
Mizu-kage  - своеобразное «затенение» клинка в районе Machi, происходящее от его повторной закалки.


Этикет меча 
Saho - методика этикета, ритуальных действий. 
Hajime-no-Saho  - начало этикета, действий. 
Owari-no-Saho  - окончание этикета, действий. 
Reiji  - собственно этикет. 
Reiho (Reishiki) -  методика поклонов. 
Datto  - извлечение меча в ножнах из-за пояса. 
Taito  - закладывание меча в ножнах за пояс. 
Teito Shisei  - расположение меча за поясом слева, большой палец (кэйто) левой руки на цубе. 
Teito  - расположение меча за поясом, обе руки свободны. 
Rei  - поклон. 
Sensei (Gata)-ni-Rei   - поклон учителю. 
Tachi Rei   - поклон стоя. 
Za Rei   - поклон на коленях. 
То Rei   - поклон мечу. 
Shinzen-ni-Rei   - поклон святыне. 
Kamiza-ni-Rei   - поклон ками (духам додзё). 
Joseki-ni-Rei -  поклон старшим ученикам. 
Otagai-ni-Rei  - поклон всем остальным. 
Arigato  - спасибо (неофициально). 
Domo   - спасибо (кратко, неофициально). 
Domo Arigato   - спасибо (официально). 
Domo Arigato Gozaimasu   - большое спасибо (чрезвычайно торжественно и официально). 
Dozo   - пожалуйста (проходите и т.д.). 
Gomen Nasai  -  извините. 
Onegai Shimasu   - пожалуйста (при какой-либо просьбе, например, вместе потренироваться). 
Oshiete Kudasai  - «Пожалуйста, научите меня!» Вежливая форма перед тренировкой при посещении вас кем-либо из мастеров высокого ранга. Также форма Onegai Shimashu применяется, когда вы просите кого-либо сделать что-то для вас, но не как Kudasai, требующий связи с глаголом, а самостоятельно, либо 
как добавление в начале просьбы. «Oshieti Kudasai, Onegai Shimasu» будет звучать лучше, чем нечто вроде «Давай-ка поработаем?» 
Onegai Otsukaresamadeshita  - благодарность за тренировку. 
Sumimasen  -  «извините» (для привлечения внимания).


Способы, удержания меча 
Te-no-Uchi  - захват рукояти, когда пальцы давят как бы внутрь кисти. 
Shibori  - скрутка кистей вовнутрь при ударе. 
Hasuji  - остроугольный удар, при котором клинок резко меняет траекторию, образуя угол вместо плавной линии. 
Kiri Те  - захват, позволяющий совершать режущие, тянущие движения клинком. Дословно — «режущая рука».
Seme Те  -«толкающая рука». Захват, позволяющий совершать давящие, отталкивающие движения клинком. 
Mamori Те   - аналогичен Seme Те. Защищает руки. 
Shini Те   - «мертвая рука», захват, не позволяющий делать режущих движений. 
Tome Те   - остановка руки, одна из защит. 
Nobi Те   - аналогично Shini Те. 
Kata Те   - захват одной рукой. 
Мого Те   - обычный захват двумя руками. 
Soe Те  -  «поддерживающая рука», когда одна из рук кладется на спинку клинка (обычно левая).


Традиционная технология клинков 
Tatara  - традиционная печь, в которой из руды в виде песка оксида железа и древесного угля получают исходную сталь Tamahagane. 
Satetsu  - песок из окиси железа, используемый в плавильной печи при получении стали. 
Denkai Tetsu  - химически чистое (99,99%) железо, получаемое из металлолома в электролитической печи, сырье для Oroshigane. 
Кеrа  - сырая сталь, получаемая в печи Tatara. Половина ее (наиболее углеродистая), именуемая Tamahagane, отбирается для выделки клинков, а оставшаяся часть может быть использована после науглераживания в процессе Oroshigane. 
Oroshigane  - процесс науглераживания стали при нагреве её в верхних слоях древесного угля в горне, куда постоянно добавляются свежие его порции. При нагреве же стали внизу, у днища горна, куда подается воздух, происходит обратный процесс выгорания углерода из металла. 
Kangan Tetsu  - губчатое железо, получаемое плавлением в печи без досту Kawagane высокоуглеродистая (1,0-1,5%) сталь, используемая как исJigane внешние слои высокоуглеродистой стали, своего рода «кора» 
Shingane  - низкоуглеродистая (0,5%) пластичная сталь для сердечника 
Hagane  - твердая высокоуглеродистая сталь для формирования режуHon 
Sanmai Gitae  - метод создания сложной конструкции клинка
Kobuse Gitae наиболее распространенная, упрощенная схема формирования клинка из мягкого сердечника Shingane и прочной оболочки Kawagane. 
Tsumimakishi  - слоистый «бутерброд» из тонких пластинок Kawagane, который заворачивают в бумагу и погружают затем в глиняный раствор, чтобы потом нагреть и проковать, соединив кузнечной сваркой в монолитную заготовку. 
Таnrеn процесс кузнечной сварки в одно целое нескольких полос стали, оттяжка и проковка от 12 до 15 раз, что и дает узор Jihada. 
Shita Gitae  - основная ковка, первые шесть протяжек и сварок полосы. 
Age Gitae  - финальная ковка, при которой несколько полос, сформированных в процессе предварительной ковки (Shita Gitae), соединяют и проковывают вместе. 
Tsukuri-komi  - вбивание пластины низкоуглеродистой Shingane в желобок заготовки, полученной в процессе Тапгеп, после чего такой блок формируют в Sunobe. 
Sunobe стальная полоса, готовая для кузнечной формовки клинка (Hizukuri) 
Kitae  - проковка и оттяжка стальной полосы для подготовки к формированию клинка. 
Hizukuri  - кузнечная формовка клинка из черновой заготовки Sunobe. После этого полоса готова для процесса Shiage. 
Kajioshi (Shiage)  - окончательное формообразование клинка путем строгания специальным стругом, обработки напильником и черновой шлифовки, что делается лично кузнецом. 
Sen  - двуручный струг для формирования профиля клинка. В качестве режущего элемента используют обычно обломки бракованных клинков, каленые до высокой твердости. 
Tsuchi-oki -  нанесение глиняного покрытия на поверхность клинка для получения различной степени твердости при закалке, чем обусловлено также образование комплекса Натоп вдоль линии Habuchi. 
Omura  - измельченный в порошок камень Отиrа. Используется в Yaki-ire закалка клинка путем нагрева его до необходимой темпераYaki-modoshi отпуск клинка после закалки для снятия внутренних напрясоставе 
глиняной обмазки клинка в процессе Tsuchioki. 
Sorinaoshi  - правка поводок клинка после закалки. 
Nakago-shitate  - окончательная обработка Nakago напильником. 
Togi  - полировка клинка, включая заточку лезвия.


Некоторые дополнительные термины 
Boken (Bokuto) - 
 деревянный тренировочный меч. 
Suburito  - тяжелый деревянный меч для упражнения в субури. 
Iaito  -незаточенный меч для занятий иай-до. 
Shinai  -прямой меч из бамбуковых полос для занятий кэн-до. 
Shinken  - настоящий, «живой» меч. 
Shaku  - мера длины в 30,2 см. 
Sun  - 1/10 от Shaku, около 3 см. 
Ви  - 1/10 от Sun, около 3 мм. 
Hitoe (Nakago Mune)  - спинка хвостовика Nakago. 
Tsuba Moto  - треть клинка от цубы. 
Chu О  - средняя треть клинка. 
Mono Uchi   - основная рабочая зона клинка, его крайняя (от острия) треть. 
Hira   - боковая поверхность клинка от Shinogi до На, включающая Hiraji и Hamon. 
Go Kaden   - пять основных школ (регионов) или направлений по выделке клинков (Bizen, Mino, Soshu, Yamashiro, Yamato). 
Nigen Kokuho   - «Живое Национальное Сокровище» или «Почитаемый как Главное Неоценимое Культурное Достояние» — так именуют нескольких ныне живущих великих мастеров-оружейников, владеющих секретами традиционной технологии клинков. Приз Масамунэ высокая награда за мастерство, присуждаемая на ежегодном конкурсе изготовителей клинков, названная по имени одного из величайших мастеров прошлого. 
Mukansa  - мастер, выдвинутый на соискание главного приза, но превзойденный другим кандидатом.

Терминология цубы 
Ака Kin  - красное золото (сплав с медью). 
Ао Kin   - светлое золото (сплав с серебром). 
Amida Yasuri   - линии, прорезающие поверхность цубы от центра к краю. 
Ana   - отверстие. 
Aoi   -  роза. 
Bori   - резьба, поверхность с резьбой. 
Botan   - пион. 
Chidori   - ржанка, часто используемый в декоре вид птицы. 
Chu   - средний размер, середина. 
Dai    - большой размер. 
Danbira    -  ширина цубы. 
Dote Mimi   -  приподнятый, выступающий край цубы. 
Fukurin   -  дополнительный, накладной ободок цубы, обыкновенно из мягкого металла. 
Gata  - форма. 
Gin  - серебро, также именуемое Shirogane. 
Goishi   - форма цубы, истончающаяся к краям. 
Hira   - плоскость, плоская часть цубы. 
Hiraji   - поверхность цубы. 
Hira Zogan   - инкрустация по поверхности цубы. 
Hitsu Ana   - окна для Kogai и Kozuka. 
Inaka Mono   - работа деревенских мастеров. 
Inome   - форма сердца в нашем видении, но в старой Японии — «кабаний глаз». 
Iri Mokko Gata   - форма цубы «Мокко» с глубоко нарезанными долями. 
Ishime Ji   - поверхность цубы в виде рваной поверхности камня. 
Ito   - тонкий, нитевидный, нитка. 
Iroe   -  цветная картинка, полученная использованием металла разных оттенков. 
Irogane  - цветные металлы. 
Ita  - пластина, лист. 
Ji   - поверхность (цубы). 
Jigane   - металл поверхности цубы. 
Kagamishi   - мастер-зеркальщик, отливавший также и бронзовые цубы. 
Kaji   - кузнец, изготовитель клинков. 
Kaku   - квадрат. 
Kaku Gata   - квадратная форма. 
Kaku Mimi   - квадратный ободок цубы. 
Kaku Mimi Koniku   - квадратный ободок с легким скруглением кромок. 
Kanagu   - металлические детали монтировки меча, неучтенные в Kodogu (seppa, habaki). 
Karagane   - дословно «китайский металл», разновидность оловянистой (до 20% олова) бронзы с добавкой свинца. Темно-болотного цвета. 
Karakuri  - инкрустация, закрепленная на металле при помощи шпилек. 
Katakiribori  - стиль резьбы с использованием вариантов толстых и глубоких линий. 
Katchushi   - мастер доспехов. 
Kawagane   -тонкие слои различной стали на поверхности цубы. 
Kebori   - тонкие линии гравировки или резьбы. 
Kiku   - хризантема, форма хризантемы. 
Kin (Kane)  -  золото. 
Kinko   - мастер, обычно имеющий дело с вычурными цубами мягкого металла. 
Kittate   - очень строгая прорезная работа в стиле Sukashi, с прямыми линиями. 
Ко   - старинный или маленький, малый. 
Koban   - старинная японская золотая монета, использовавшаяся для формирования Seppa dai. 
Kogai Hitsu (Ana)   - окно в цубе для шпильки Kogai. 
Kokuin   - стиль, применяющий горячую штамповку поверхности цубы. 
Kozuka Hitsu (Ana)   - окно в цубе для Kozuka. 
Kuni   - провинция в старой Японии, сегодня означает деревню. 
Kusarakashi  - поверхность, получаемая травлением или корродированием. 
Маги  - круг, круглый. 
Maru Gata   - форма круга. 
Маги Mi mi  -  круглый ободок. 
Matsukawabishi   - узор в виде связанных ромбов, символизирующий сосновую кору. 
Mei  - подпись, клеймо. 
Migaki Ji  - гладкая поверхность цубы. 
Mimi   - ободок цубы. 
Мокко   - дольчатая форма. 
Mokume Ji   - травленая поверхность стали для выявления слоистого узора ковки. 
Mumei   - анонимное изделие (без клейма). 
Nagegaku Gata   - слегка скругленная и заоваленная квадратная форма цубы. 
Nagamaru Gata  - овальная форма. 
Nakabiku   - цуба с Seppa dai ниже (тоньше), чем ободок. 
Nakadaka   - обратный случай, когда Seppa dai выше (толще), чем ободок. 
Nakago Ana   - отверстие для посадки на клинок. 
Nanako   - набитый керном узор из выпуклых точек, обычно на мелких деталях монтировки из мягкого металла. 
Nawa Mimi  - ободок в виде канатика или плетенки (Nawa — веревка). 
Nerikawa Tsuba -  кожаная цуба ( Kawa -кожа). 
Niku   - мясо, мякоть (обычно так обозначают толстые, пухлые металлические изделия со скругленными формами). 
Nikuoku  - вариант кованой поверхности. 
Nunome   - поверхность с гравированным узором с вбитым в него металлом. 
Odawara Fukurin   -  стиль ободка, покрытого рядами выпуклых шишечек. 
Okigane  - полная инкрустация. 
Omote   - лицевая сторона. 
Ototsu   - неравномерная или нестандартная толщина. 
Rogin   -  медно-серебряный сплав, (50-70% серебра), аналогичный 
Sambo-Gin   - медно-серебряный сплав, (33% серебра), аналогичный 
Sanari  -  оловянно-медно-свинцовый сплав, применявшийся в инкрусSakura вишня, цветок, которой являлся ведущим элементом в Shibuichi. 
Sekigane (Kuchibeni)  - маленькие кусочки мягкого металла, вбиваемые в углы Sendai Yasuri вертикальные, насеченные напильником риски, наличие коSentoku вариант латуни (медь/цинк) с добавкой свинца. 
Sen Zogan  - контурная штриховая инкрустация. 
Seppa  - шайбы, накладываемые на обе стороны цубы при сборке меча. 
Seppa Dai  - площадка, покрываемая шайбой Seppa. He украшалась. 
Shakudo  - сплав меди с 3-6% (по другим источникам — с 30-70%) золота, сине-черного цвета. 
Shibuichi   - дословно — «четвертинка», сплав меди и серебра (25%), серо-голубого цвета. 
Shigure Yasuri  - вертикальные штрихи, создающие иллюзию тихого дождя. 
Shinchu  - латунь  (старинные китайские и японские латуни отличаются от современных). 
Shino Yasuri  - диагональные штрихи, создающие иллюзию дождя с ветром, бури. 
Shippo   - перегородчатая эмаль. 
Shiremono   - массовая продукция, ширпотреб. 
Shishibori   - низкий рельеф, резьба ниже поверхности цубы, вглубь. 
Sho - маленький размер. 
Suaka (Akagane)   - чистая медь. 
Suemon   - выпуклая инкрустация, покрывающая большую площадь поверхности. 
Sukashi   - прорезная работа (сквозная резьба). 
Sukidashi (Sukibori)  - техника резьбы, в которой предпочтение отдается выступающему рельефу перед вырезанным, углубленным. 
Surituke Zogan  - инкрустация запрессовкой металла в тонко прорезанные линии. 
Tachikanaguchi  - мастер по комплектующим деталям для Tachi. 
Takabori  - высокий рельеф. 
Takaniku Zogan  - инкрустация высоким рельефом. 
Tekkotsu  - кристаллический скелет стали, высокоуглеродистые частицы карбидов, обычно хорошо заметные на ободке. 
Ten Zogan  - точечная инкрустация. 
Tetsu  - железо. 
Toban  - старинное название цубы. 
Tosho  - изготовитель мечей. 
Tsubaka  - коллекционер, любитель цуб. 
Tsubako  - изготовитель цуб. 
Tsuchime  - отпечатки, следы ковки. 
Tsuchime Ji  - поверхность цубы, отделанная видимыми следами ковки, ударов. 
Ubuzukashi  - круговая резьба, именуемая также Maru Bori, которой японцы предпочитают не пользоваться. 
Uchikaeshi Mimi  - приподнятый ободок, кованый прямо с пластины. 
Udenuki Ana  - два маленьких отверстия с небольшим ободком на некоторых цубах, символизирующие солнце и луну. 
Ume -  слива или цветок сливы, излюбленный мотив декора стиля Sukashi. 
Ura  - обратная, не лицевая сторона. 
Uttori  - наложение инкрустации вокруг кромки цубы, по ребру. 
Yakite Shitate  - отделка поверхности оплавлением. 
Yamagane  - неочищенная медь, также именуемая Nigurome (по другим источникам — оловянистая бронза). 
Yanone (Ya-no Ne)  - наконечник стрелы. 
Yasuri  - риска или линия, прорезанная на поверхности. 
Zogan  - инкрустация металлом.

 

Copyright TOP Swords © 2011-2014. Все права защищены.
Наверх
Яндекс.Метрика